16 лютого 2016 10:01
1

Арменд Даллку: "Мой организм привык к борщу"

Один из легионеров-старожилов украинского футбола, дебютировавший в нем еще больше десяти лет назад, рассказал о секрете своей верности одному клубу - «Ворскле».


- Известно ли вам, что вместе с Эдмаром, Дарио Срной, Папой Гуйе и Желько Любеновичем вы входите в пятерку старожилов из числа выступающих в Украине выходцев из стран дальнего зарубежья?

- Насчет пятерки, признаюсь, не знал. А вот, что вхожу в десятку таких игроков, - был в курсе. Об этом мне сказал один из работников нашего клуба, сотрудничающий со спортивной газетой. Что ж, ничего другого, кроме как стараться и дальше приносить пользу украинскому футболу, не остается.

- На предложение попробовать свои силы в украинском футболе согласились охотно?

- Конечно. Играя в родной Албании, хотелось проверить себя в каком-то более сильном европейском чемпионате. Когда поступило предложение приехать в Украину, я мало что знал о вашей стране.

Мне были известны лишь несколько футболистов, игравших на высоком уровне. Среди них выступавший тогда за рубежом Андрей Шевченко. Я сразу же заглянул в интернет, чтобы узнать побольше об украинском футболе. Как оказалось, 95 процентов игроков национальной сборной защищают цвета разных клубов Украины. Из этого я сделал вывод, что уровень чемпионата достаточно высок, поэтому сразу принял решение в него перебраться.

- Как вы представляли нашу страну до приезда в нее?

- Об Украине сведений было немного. Знал, что это страна из бывшего СССР и где она находится на карте. Но в ту пору мне было все равно, ведь назрела необходимость уехать. Тогдашний наставник сборной Албании Ханс-Петер Бригель напутствовал всех футболистов стать игроками более сильных европейских чемпионатов, так как уровень албанского футбола был слабым.

- Насколько сложным был для вас процесс адаптации к новым условиям?

- Когда условия хорошие, то нельзя сказать, что в чем-то мне было сложно. Когда у команды есть своя тренировочная база с четырьмя-пятью полями, а в быту нет никаких проблем, то адаптироваться, конечно же, легче. Стоит также отметить, что до моего прихода в «Ворсклу» четырьмя месяцами ранее это сделал мой соотечественник Дебатик Цурри. Он мне и облегчил процесс адаптации в новом клубе. Впрочем, когда у человека есть желание и стремление, то это дается ему не с таким трудом.

- В чем отличие албанского футбола от украинского?

- Прежде всего, в возможностях. Когда я переходил в полтавский клуб, украинский футбол был одним из сильнейших в Европе. Многие квалифицированные футболисты играли в Украине, выступая в ведущих командах - «Шахтере», «Динамо», «Металлисте». Причем, делали это достойно и на международной арене - в Лиге чемпионов и Лиге Европы. В Албании таких возможностей нет - как в связи с финансовой составляющей, так и по части инфраструктуры.
Правда, в последние три-четыре года у меня на родине стараются поднять уровень футбола, вкладывая деньги в его развитие. Доказательством этому является выход нашей национальной сборной в финальную часть чемпионата Европы. А еще успешное выступление в еврокубковых турнирах двух клубов - «Скендербеу» и «Кукеси». Первая из них впервые в истории албанского футбола играла в групповом раунде Лиги Европы.

- Есть ли для вас в украинском футболе что-либо неизведанное?

- Наверное, нет (улыбается). В Украине я играю уже одиннадцатый сезон, поэтому никаких секретов уже не осталось - об украинском футболе знаю, пожалуй, все. Мне многое известно о той или другой команде, о том или другом футболисте. За годы выступлений уже давно выучил, у кого какая нога лучше – левая или правая, кто и как бьет по воротам. Причем, знаю не только о стиле игры игрока, но и о повадках тренера.

- В Полтаве вы начинали играть под руководством ныне покойного Виктора Носова. Чем вам запомнился период, проведенный бок о бок с этим специалистом?

- Виктор Васильевич был золотым человеком! Мне казалось, что обо всем, что касается футбола, он знает. Буквально до мелочей. В сезоне-2005/06 команда у нас была слабая - она боролась за выживание в элите. Носов хорошо знал возможности каждого из подопечных, поэтому я, как новичок, изо всех сил старался проявить себя и доказать свою состоятельность. Ежедневно я тренировался, словно сумасшедший. Бывало, что тренер вызывал меня и говорил: «Все хорошо. Я вижу, что ты сильно бегаешь, стараешься, но тебя может не хватить. Иди в номер!». Как-то во время зимних сборов он сказал, что они очень длинные и за это время можно трижды набрать форму и столько же раз потерять. Мол, работать нужно не спеша.

- После Носова у руля «Ворсклы» стояли Анатолий Момот, Николай Павлов, Вадим Евтушенко, Сергей Свистун и Василий Сачко. Со всеми находили общий язык?

- Да. Правда, один из перечисленных вами тренеров - Евтушенко - мало был в команде, всего несколько месяцев. В ту пору результаты «Ворсклы» были не такими, как хотелось. Понятное дело, что тот период был весьма сложным. Ведь за много лет работы в Полтаве Николая Павлова все привыкли к его требованиям, а у нового наставника они были другими. В привычной системе что-то сломалось, вот и получилось, что это стало накладывать отпечаток на результаты. Вообще лично у меня со всеми тренерами были нормальные рабочие отношения. Я профессионал, который добросовестно выполняет свое дело и всегда старается, чтобы к нему было поменьше претензий. Ко мне, как к капитану команды, требования всегда повышенные - как со стороны главного тренера, так и руководителей клуба. И я стараюсь им соответствовать.

- Пути «Ворсклы» и Николая Павлова разошлись после четырех с половиной лет совместной работы. Жалели о его уходе?

- Футбол – коллективный вид спорта, поэтому можно обойтись и без Павлова, и без Даллку, и без какого-нибудь другого игрока. Не можно обойтись лишь без финансов. Учитывая, что футбол - игра для зрителей, клуб должен иметь возможность приобретать хороших исполнителей. Время, проведенное Николаем Петровичем в «Ворскле», считаю лучшим в период моих выступлений в Полтаве. С ним команда достигла пока что лучшей в истории вершины - в 2009-м году выиграла Кубок Украины. Павлов - мудрый человек, много лет проведший в футболе. Наверное, он почувствовал, что пришло время уйти из команды, вот и принял такое решение. Я тогда с ним по этому поводу разговаривал, и узнав о его намерениях, принял это как должное. Мы пожелали друг другу удачи, и каждый пошел своим путем. Жизнь продолжается.

- Фирменные «павловские» пробежки по Царской тропе в Ялте часто вспоминаете?

- (Смеется). Вспоминается, конечно. Да уж, Царская тропа была такой известной! (улыбается). Поначалу были обычные пробежки, но потом стали бегать с медицинскими мячами весом по три-четыре килограмма. Иногда вспоминаешь такие моменты и становится смешно с самого себя.

- С нынешним рулевым полтавской команды Василием Сачко, испытавшим на своей шкуре всю тяжесть пробежек по той самой тропе, по части нагрузок легче?

- С Николаем Петровичем нагрузки были без мяча, а у Василия Викторовича подготовка несколько другая - она больше акцентирована на работу с мячом. С Сачко в основном работаем над тактикой и техникой. Все строится на универсализме, так как в современном футболе уже нет нападающих и защитников - все атакуют и все защищаются. Это мы часто видим во время телетрансляций матчей Лиги чемпионов.

- За время ваших выступлений в Полтаве у «Ворсклы» были как успешные, так и провальные сезоны. Какой из них вам больше всего запомнился?

- Как я уже говорил, в первые годы после моего прихода в команду, она постоянно боролась за выживание. Помню, как в сезоне-2005/06 в последнем туре играли с алчевской «Сталью», а в 2006/07 - с «Ильичевцем». В них мы одерживали победы, благодаря которым оставались в высшей лиге. Ну а к успешным, вне всякого сомнения, отнесу сезон-2008/09, в котором «Ворскла» стала обладателем Кубка страны, выиграв в финале у «Шахтера». В том же 2009-м году наша команда получила право играть в Лиге Европы, где пробилась в групповой раунд. Это были золотые времена полтавского футбола.

- В другие клубы Украины вас звали?

- Да, были предложения из ведущих команд премьер-лиги. Я даже общался с их тренерами. Но намерений уезжать из «Ворсклы» у меня не было, так как в Полтаве меня все устраивало. А вот пообщаться с этими специалистами, узнав мнение обо мне и взглядах на развитие их команд, было приятно. Я отношусь к людям, которые от добра добра не ищут. Если мне хорошо, то не стану искать лучшего, ведь можно остаться и без того, что есть.

- За многолетнюю карьеру в «Ворскле» вам были доверены капитанские функции. Эта роль ко многому обязывает…

- Обязанность на мне действительно лежит большая. Как и ответственность. Если тебе доверено быть капитаном, то своими действиями и поведением на поле нужно доказывать, что ты достоин этого права. Каждый раз, выходя на игру, я сам себе об этом мысленно говорю. Возникающие же в процессе игры сложные ситуации каждый раз стараюсь всячески минимализировать.

- С судьями у вас разногласия часто возникают?

- Как сказать. Я, как капитан команды, в силу своего звания, должен общаться с судьями. Но в отличие, скажем, от чемпионата Англии, где с представителями футбольной Фемиды можно пообщаться по поводу того или другого решения, в Украине арбитры иногда ведут себя, словно неприкасаемые. Бывает, идешь к судье на контакт, чтобы что-то спросить, а он тут же обозначает свое превосходство: мол, ты никто и не должен со мной даже разговаривать! Это в корне неправильно, более того, я считаю, что подобное поведение арбитров порождает негативную энергию. Вследствие этого иногда приходится нервничать, а это негативно может сказываться на игре футболиста. Вот если бы судьи больше шли на контакт с игроками и разговаривали с ними, то претензий к ним было бы меньше. Когда арбитр «на позитиве», то даже предъявляемая им с улыбкой желтая карточка воспринимается легче.

- Не скучаете ли без соотечетвенников Дебатика Цурри и Ахмеда Янузи, с которыми вы раньше играли вместе в Полтаве?

- Скучаю, конечно. Мы ведь с Дебатиком вместе играли еще до «Ворсклы». Когда он уехал из Албании, я продолжил выступления в клубе, который участвовал в Лиге Европы. Однако вскоре нас судьба вновь свела вместе в полтавской команде, куда спустя полтора года перешел и Янузи.

- А как дела у вашего младшего брата Ардина?

- Нормально. Он тренируется с молодежной командой, потихоньку готовясь проявить свои лучшие качества в главной «Ворскле».

- Выступая в чемпионате Украины, вы регулярно вызывались в сборную Албании. Когда последний раз играли в ее составе?

- Это было в 2013-м, в выездном матче с Исландией. После нее я принял окончательное решение завершить выступления в национальной команде. Еще за две игры до окончания отборочного цикла чемпионата мира 2014 года я об этом сказал руководителям сборной Албании, однако поначалу они не приняли всерьез мои слова. Но потом я объяснил, что попросту устал. Устал от постоянных многолетних авиаперелетов «туда-сюда», когда чтобы долететь до Албании из Украины, нужно менять по два-три самолета.

- Вы свободно разговариваете по-русски. Язык вам сложно давался?

- Не слишком. Я как только пришел в «Ворсклу», сам себе сказал: «Арменд, чтобы задержаться в этой команде, нужно выучить русский язык». Поначалу писал в тетрадке все вопросы, касающиеся футбола. Так постепенно русским и овладел. На то, чтобы понимать этот язык и разговаривать на нем, у меня ушло два с половиною-три месяца.

- Правда ли, что первым делом легионеры изучают матерные слова?

- Так бывает везде, ведь сталкиваешься с этим довольно часто. Кто-то плохо пробил по воротам или получил удар по ногам - сразу звучит соответствующее словечко. В процессе шуток к нему потом добавляется еще парочка, после чего и рождаются целые связки плохих слов, которые и выучиваются самыми первыми (улыбается).

- Сколько еще иностранных языков знаете?

- Я такой человек, что языки мне даются легко. Кроме албанского и русского я знаю еще три - турецкий, английский и сербский. С ним, кстати, немного похожи хорватский и македонский.

- Ваша супруга также свободно общается на русском?

- Более-менее сносно разговаривает. Однако сейчас у нее практики общения на русском нет - когда в Украине стало неспокойно из-за событий на Донбассе, я вместе с детьми отправил супругу на родину. Приезжая в Албанию, иногда в шутку начинаю разговаривать с ней по-русски.

- Рецепт знаменитых полтавских галушек за время проживания в Украине жена изучила?

- Старалась их приготовить. Поначалу получалось не очень, но потом, после совета компетентной в кулинарных делах подружки, галушки стали удаваться.

- Какие украинские блюда вам по душе?

- Борщ, конечно!

- Красный или зеленый?

- Красный. Зеленый тоже неплохой, но красный все же больше по душе. Я к нему очень привык. Когда после сырой и промозглой погоды приходишь на базе с тренировки на обед, то при виде горячего красного борща становится сразу легче. Он словно согревает. Кстати, ем его даже в Албании.

- А украинская горилка не согревает?

- Согревает. Но все же мой организм больше привык к борщу. Даже на тренировочном сборе в Турции пришлось попросить поваров приготовить красный борщ, так как сложно постоянно кушать один лишь турецкий суп.

- В футболе есть такое понятие «Найти свою команду». Это про вас?

- Думаю, что да. Я действительно нашел свою команду, свой футбол. У меня было много разных предложений, но я решил, что от добра добра не ищут. Золотая середина – самый лучший вариант.

Вячеслав КУЛЬЧИЦКИЙ
Не, ну, корр. ещё тот "клоун" : один говорит, что после тренировки ( на базе!!!) хочет борща, а другой ему горилочки предлагает как альтернативу !