9 січня 2015 17:03

Михаил СОКОЛОВСКИЙ: "Побоялся затеряться в "Динамо" и предпочел "Шахтер"

Соколовский - обладатель приза "Вер­ность клубу" (400 матчей в составе одной команды). Двукратный серебряный призер чемпионата СССР (1975, 1979), двукратный обладатель Кубка страны (1980, 1983), трехкратный финалист Кубка (1978, 1985, 1986), обладатель Суперкубка Союза (1984). В течение шести сезонов был капитаном команды, болельщики с уважением прозвали его Бригадиром. По разным версиям считается вторым футболистом в истории донецкого "Шахтера".

Тренировал клубы Польши, "Шахтер" (Донецк) и "Металлург" (Запорожье), сейчас работает в селекционной службе донецкого "Металлурга".

- Вы действительно сызмальства мечтали играть в "Шахтере"?
- Об этом мечтал не только я, а все мальчишки, которые занимались футболом на Донбассе. Но до "Шахтера" мне пришлось быть игроком в других командах. За "Авангард" (Краматорск) и СКА (Киев) в классе "Б" я сыграл 49 матчей, за "Металлург" (Запорожье) в первой лиге - 35, объездил с командой весь Советский Союз. Немало! Школу прошел неплохую. Но это была не высшая лига.

- Тренеры вас выделяли?
- Главным наставником киевского СКА, куда меня призвали в армию, был Николай Алексеевич Маношин, известный футболист московского "Торпедо", который играл с Эдуардом Стрельцовым, Валентином Ивановым, Валерием Ворониным. В армейском клубе выступали будущие игроки "Шахтера" Виктор Звягинцев, Юрий Дегтярев, Владимир Пьяных, футболисты из команд высшей лиги. А я, как тогда говорили, был из "колхоза".

Маношин подошел ко мне: "Ты где, в какой футбольной школе занимался?". - "Нигде". Он говорит: "Это хорошо, что нигде, что ты самоучка. У тебя много импровизации, ты действуешь нестандартно. Нет шаблона, что надо делать только так, а не иначе". Я сказал: "Просто я по телевизору много матчей смотрел, учился". Он посоветовал: "Будь увереннее. Игра больше от тебя зависит, а не от других. Ты сам все должен определять". Я после этих слов понял, что чего-то стою.

- Маношин играл со Стрельцовым, что-то рассказывал о нем?
- Говорил, что все прославленные торпедовцы были простыми, доступными людьми. А Эдик вообще был неподражаемым. Но я же и сам видел, как он играет. До сих пор помню, как он вел мяч, как забивал голы. У меня все это в памяти, как на видеомагнитофоне, записано. Например, все голы чемпионата мира в Англии в 1966 году. Помню все, что было 50 лет назад. А вот то, что вчера случилось, бывает, забываю. Но запечатлелось, как, отыграв сезон за "Металлург" (Запорожье), я в один день получил девять приглашений в именитые клубы - "Динамо" (Киев), "Шахтер" (Донецк), "Днепр" (Днепропетровск), "Локомотив" (Москва), "Зенит" (Ленинград)...

- Да вас надо в Книгу рекордов Гиннесса заносить...
- Все, видно, наблюдали за мной и ждали, когда чемпионат закончится. Я даже растерялся. Поехал в Киев к Валерию Лобановскому. Он сказал: "Я видел матчи с твоим участием. В "Динамо" сейчас многие игроки стали старше, они будут сходить. Я рассчитываю на тебя".

Думаю: "Ничего себе! Сам Лобановский мне такое говорит". Он продолжал: "Надо кому-то забивать! Владимир Веремеев и ты владеете великолепной резаной подачей". Мне хотелось сказать: "Валерий Васильевич, я этому научился благодаря вам. Когда наблюдал с детства, как вы крутите мяч после штрафного". Но промолчал. Целый день провел в разговорах с Лобановским.

- Убедил он вас?
- На тот момент - да. Я написал заявление и сказал, что только съезжу в Донецк за сумкой с вещами. А там меня обработали наши. Говорили, что в такой именитой компании, как в "Динамо", я буду больше "греть лавку". Скажу честно, не обманывая: я боялся там затеряться. В "Динамо" же такие звезды, такие люди, вообще с ума сойти! И я киевскому "Динамо" предпочел "Шахтер". Мне стыдно, неудобно было перед Лобановским, но получилось как получилось. Такая жизнь.

- Как Валерий Васильевич воспринял ваш отказ?

- Наверное, плохо. Обычно ему не отказывали - у него ж были большие амбиции. Видимо, понял, что в "Шахтере" мне будет лучше. Никто мне не сказал: "Не бойся! Иди в "Динамо", рискни, а потом вернешься в "Шахтер". Однако я не жалею. Потому что в Донецке в то время появилась команда, которая была на ведущих ролях в Советском Союзе и выигрывала медали чемпионата, Кубки. Из областных клубов это удавалось немногим.

Михаил Назаренко