3 листопада 2014 23:09
2

Юрий МАКСИМОВ: "Рассылать резюме? Я не такой человек, чтобы проситься на работу"

Известнейший украинский тренер, экс-футболист Днепра, Динамо и Вердера Юрий Максимов, ответил на вопросы журналиста Football.ua о своем последнем месте работы и творческом отпуске.

"УКРАИНЦЫ СЕЙЧАС В РОССИИ НЕ В МОДЕ"

- Прошло почти полгода с момента, как вы покинули Мордовию. До сих пор не знаете причин, почему вас ушли из клуба?

- Нет, не знаю. Это единственная проблема для меня в этой ситуации и по сегодняшний день, хотя действительно прошло уже полгода.

- Как все произошло?

- После окончания сезона мы готовились к сборам, обсудили все нюансы с руководством, решили основные моменты по комплектации команды. Потом пятнадцатого мая было награждение команды как победителей ФНЛ. Я не знаю, почему все произошло именно так, наверное, стыдно было сказать мне все в лицо. Но через несколько дней после празднования мне позвонили и сказали, мол, так и так, "до свидания".

- Какие версии первыми приходят на ум?

- Не знаю. Может, повлияли события, которые происходят у нас в стране, но точно сказать не могу. Честно: до сих пор самому хочется узнать настоящую причину.

- А вы пытались узнать? Звонили бывшим боссам спустя какое-то время?

- Нет. Да и не поможет это уже. Хотелось, чтобы все сказали в глаза. А так, получается, тут я праздную и ни о чем не догадываюсь, а мне через двое суток звонят и все говорят только по телефону. Неприятно все это было слушать.

- Мордовия посредством официального сайта объявила, что вы и клуб расстались, согласно какому-то пункту в контракте, якобы по обоюдному согласию, поблагодарив друг друга за сотрудничество.

- А что им еще писать? Что они вообще могут сказать по этому поводу? Тренер выполняет задачу. Причем, задолго до конца чемпионата. Мы только после первого круга опережали ближайшего преследователя на 15 очков. При этом я, как тренер, пригласил в команду только одного футболиста, Сергея Самодина, то есть работал с теми людьми, которые уже были в команде, и обвинить меня в каких-то кадровых промахах или больших затратах на игроков тоже не получится.

- 19 мая Мордовия объявила о вашем уходе, 23 числа Юрий Семин неожиданно ушел из Габалы, якобы чтобы отдохнуть от футбола, а через несколько дней был объявлен главным тренер Мордовии. Все это позволяет говорить, что замену вам искали, скорее всего, не спонтанно, а заранее, не так ли?

- Не могу ничего сказать на этот счет. Единственное – припоминаю разговор с генеральным директором, который сказал, что в перспективе клуб хочет пригласить тренера с именем. Но это было сказано как-то между прочем, без конкретики.

- У вас были причины беспокоиться и догадываться о таком сценарии по ходу сезона?

- Нет, я такого точно не ожидал. Повторюсь: на 15 очков опережали вторую команду чемпионата еще после первого круга, 19 матчей без поражений. Кто в такой ситуации будет ждать увольнения?

- Очевидно, что дело не в результатах.

- Да.

- Вы сами упомянули резко ухудшившиеся отношения между украинцами и россиянами. Насколько это может быть единственной причиной вашего увольнения?

- Думаю, это вполне может так и быть. Украинцы сейчас в России не в моде.

"ВЫИГРАТЬ ЧЕМПИОНАТ, А ТЕБЯ ВСЕ РАВНО УВОЛЬНЯЮТ. ВОТ К ЭТОМУ Я ОКАЗАЛСЯ НЕ ГОТОВ"

- В Украине у вас репутация человека, который привык говорить правду в лицо и руководителям, и футболистам – об этом и те, и другие неоднократно говорили в интервью. Как у вас был налажен контакт с людьми, которые вкладывали свои деньги в клуб?

- Никаких резких разговоров у меня там никогда ни с кем из руководителей клуба не было. Более того, в конце сезона уже обсудили все о сборах и составе команды. Во время награждения мне даже вручили какой-то орден. А вообще, в течение сезона у меня никаких проблем с руководством не было. По всем вопросам договаривались очень быстро. Что касается игроков, то я сам понимал, что достаточно тяжело кого-то пригласить в первую лигу, поэтому спокойно работал с футболистами, которые были в Мордовии на момент моего прихода в клуб.

- В организационном плане работа в Саранске сильно отличалась от вашей работы в украинских клубах?

- Дело в том, что я не такой человек, который придет в клуб и начнет что-то ломать и подстраивать под себя. Мне сказали работать с такими-то футболистами – с ними я и работал. В других вопросах условия тоже не диктовал. Да и состав, по правде говоря, был хорошим, чтобы решить задачу в первой лиге.

- Тренеры-иностранцы часто приглашают в свои команды соотечественников. Вы пытались усилить команду знакомыми украинцами?

- Приглашать же надо не из-за паспорта, а чтобы реально усилить команду, тем более если речь о легионерах (для Мордовии). У меня же команда была хорошо укомплектована на всех позициях, если говорить о знакомых мне футболистах, которые могли бы согласиться переехать в Саранск.

- Украинские агенты пытались предлагать вам своих игроков, звонили?

- Нет. Никто даже не пытался, потому что в первой лиге на поле может одновременно находиться не больше трех легионеров, и у нас уже были иностранцы.

- У клуба в финансовом плане было все необходимое, чтобы повыситься в классе? Вы прыгнули выше головы, заняв первое место, или обязаны были выигрывать чемпионат?

- Ну, я скажу, что в первой лиге всем реально тяжело, потому что каждая команда может преподнести сюрприз. Плюс – дальние, сложные перелеты. Команда может полететь во Владивосток, Сахалин, Хабаровск, Красноярск и так далее. Тяжело, потому что это иногда по 10-11 часов в пути. И с каждой командой было играть тяжело. Но при этом Мордовия по бюджету выделялась среди всех клубов лиги.

- Клуб задолжал вам, или нашли общий язык в этом вопросе?

- В этом плане клуб поступает порядочно. Думаю, никаких проблем не будет.

- Как на вас повлиял опыт, полученный за год в Мордовии? Возможно, он как-то заметно изменил ваши взгляды на футбол или научил чему-то невероятно ценному?

- Точно научил. А именно – надо быть ко всему готовым. Всегда надо думать только о каждой следующей игре, потому что хоть ты сегодня и выиграл, но завтра тебе могут сказать "спасибо, до свидания". Выиграть чемпионат, а тебя все равно увольняют. Вот к этому я оказался не готов, поэтому принять это было не так просто.

- Не жалеете, что провели почти сезон в ФНЛ? Если бы знали, что не получите потом шанса в Премьер-лиге России, согласились бы на эту работу в августе 2013-го?

- То, что хотел работать с командой в Премьер-лиге и не бросать дело на полпути – это точно. А согласился ли бы сугубо на работу в первой лиге? Не знаю. Но я в любом случае не мог ни на что повлиять.

"РАССЫЛАТЬ РЕЗЮМЕ? Я НЕ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ ПРОСИТЬСЯ НА РАБОТУ"

- Тренеров в Украине стает все больше, а клубов и достойной работы в нашем футболе – наоборот. Каковы шансы трудоустроиться в таких условиях?

- Не знаю точно, но, судя по всему, непросто.

- Вы можете сказать, что активно ищете работу, то есть звоните, спрашиваете, рассылаете резюме, как это сделал Олег Блохин в случае со сборной Беларуси?

- Честно: я не такой человек, чтобы проситься на работу. Поймите правильно, у меня не такой характер и воспитание.

- То есть резюме никогда и не составляли?

- Нет. И просить кого-то взять меня на работу не стану. Лучше уж, как говорится, будь, как будет.

- Когда вам в последний раз звонили с интересными предложениями после Мордовии?

- Честно скажу: вообще не было предложений.

- Неприятно это осознавать? Да и вообще – это для вас неожиданность?

- Ну, надо же понимать, какая сейчас ситуация у нас в стране, так что сказать, что я прямо-таки удивлен не могу. Может, еще придет время, когда я снова начну работать в Украине. Но как будет, так оно и будет.

- Связи и знакомства, думаю, могли бы позволить вам позвонить куда-то и попросить работу.

- Конечно. Но делать этого не буду.

- Каков проект может заинтересовать вас, как тренера, на данный момент?

- Проект... Да хочется, чтобы было понимание с руководителями клуба, вот и все. Когда есть понимание – тебе никто не мешает. Тогда есть футбол.

- Допустим, клуб с серьезными задачами первой украинской лиги может вас заинтересовать, или это был бы шаг назад?

- Пока не готов говорить на эту тему.

- Поехали бы опять в Россию, если бы получили соответствующее приглашение?

- Не знаю. Да и ситуация сейчас другая, чтобы говорить об этом. Когда я уезжал в Саранск, все было иначе. Сейчас, наверное, должно пройти какое-то время, чтобы говорить на эту тему.

- Сразу же после вашего ухода из Мордовии Игорь Ковалевич, экс-президент Борисфена, в одном из интервью сказал, мол, слышал, что вы будете тренировать Динамо-2. Такая вероятность существовала летом?

- Вообще впервые об этом слышу.

"СТАЖИРОВКИ? Я ПОЛУЧИЛ ДОСТАТОЧНО ИНФОРМАЦИИ В КЛУБАХ, В КОТОРЫХ УЖЕ УДАЛОСЬ ПОРАБОТАТЬ"

- За окном не самая теплая погода, вы – в творческом отпуске. Как проходит сейчас ваш обычный день? Чем занимаетесь?

- Каждый день с самого утра смотрю футбол. На компьютере – чемпионат России, по телевизору – наша Премьер-лига, европейские чемпионаты. Иногда два матча одновременно.

- За работой каких тренеров в Украине или России вы наблюдаете с наибольшим интересом? За кем, возможно, записываете что-то, выделяете для себя?

- Дело в том, что у меня есть свое направление работы, и я от него не отказываюсь. Никогда ни под кого не подстраивался, и подстраиваться не хочу и не буду. Я прошел определенный период футбольной жизни. Оттуда и вынес, какие тренировки нравятся или нет, когда и где нужно прибавить или убавить. Лучше где-то ошибиться, но знать, что это твоя ошибка, и не жалеть, что отказался от своего виденья футбола ради того, чтобы скопировать работу другого тренера.

- Творческий отпуск – не время, чтобы хорошенько отдохнуть от футбола?

- Я считаю, что всегда надо оставаться в тонусе, следить за всеми событиями. Так что смотрю матчи, много читаю о футболе.

- Часто ли получаете удовольствие, смотря матчи украинского чемпионата?

- Ситуация в Украине сейчас немножко другая, чем та, что была год назад. Не всем сейчас до футбола, поэтому и чемпионат переживает регресс. Все равно, главное другое – чтобы у нас не было войны. А там и футбол подтянется. Потому что сейчас он отошел на второй план. Да и тяжело получать настоящее удовольствие от футбола, если во время пауз любого матча спешишь переключить на новости, чтобы узнать, что сейчас происходит в стране.

- Вы каким-нибудь образом, как вот посредством стажировок, планируете продолжать собственное обучение, или полученный опыт и база знаний позволяют смотреть футбол дома и развиваться методом "домашнего" анализа матчей?

- Я считаю, что у меня были достаточно хорошие тренеры для того, чтобы научиться у них всему необходимому. То есть взять по чуть-чуть у каждого из них и добавить что-то свое. Этого мне достаточно.

- Есть какой-то европейский клуб, в который вы бы хотели попасть если не на стажировку, то хотя бы понаблюдать за внутренней кухней для интереса денек-другой?

- Думаю, я получил достаточно информации в клубах, в которых уже удалось поработать. Вряд ли увижу что-то новое.

"УВЕРЕН, СКРИПНИКУ БУДЕТ ТЯЖЕЛО"

- Вы впервые попробовали себя в роли главного тренера вне Украины. Да, в России разговаривали на том же языке, но было что-то постоянно напоминающее, что вы – тренер-иностранец в России?

- Конечно, разница большая. Каким бы ты ни был хорошеньким, а нет результата, и все – до свидания. Если к своим тренерам есть поблажки, то иностранец должен всегда выигрывать. Я чувствовал, что неудачи мне не простят.

- Вообще, наши тренеры готовы работать за границей, в хороших европейских чемпионатах?

- Конечно, а почему нет?

- Что для этого нужно? Практика ведь показывает, что Виктор Скрипник – единственное исключение за все годы.

- Наверное, не доверяют нашим специалистам. И, наверное, напрасно.

- Вам хочется уехать работать заграницу? Или лучше здесь, в Украине, дома?

- Если бы был выбор, то, честно говоря, выбрал бы Украину. Хочется уже поработать дома.

- Параллельно с вами в России работали Юрий Калитвинцев, Леонид Кучук, Олег Кононов, играли Тимощук, Михалик, Дикань, еще несколько опытных украинцев. С кем-то поддерживали связь, общались?

- Ну, с Юрой мы, понятное дело, и так часто встречаемся. С Кучуком пару раз тоже встречались, разговаривали о футболе. С остальными у меня не было возможности общаться в России.

- Калитвинцев-старший недавно в интервью нашему сайту сказал, что не смог бы работать экспертом на телевидении. Вы бы смогли?

- Экспертом? Да вы что! Например, я вообще не понимаю, как тренер, работающий в одном из клубов, обсуждает других тренеров. У нас ведь такой эксперт есть на телевидении. Такая работа точно не для меня.

- Успели уже поздравить Виктора Скрипника?

- В одном из интервью поздравил, пожелал ему успеха. Но не звонил. Как-то давно мы не общались.

- В чем феномен Скрипника? В преданности клубу?

- Поймите, я, например, не смог остаться в Германии и привыкнуть к их жизни. А он смог, после чего много работал, добился успеха, стал своим и заслужил назначения в первой команде. Молодец, что еще можно сказать? У каждого своя линия жизни.

- Вы следили за Вердером в последнее время? Продолжаете болеть за этот клуб?

- А как вы думаете? Прожить в Германии пять с половиной лет, а сколько раз я просто приезжал туда посмотреть футбол… Хочешь или нет, а все равно будешь следить, болеть.

- Хорошо знакомый вам Торстен Фрингс – надежный помощник для Скрипника?

- О, с ним мы и в карты играли, да и вообще все было… Торстен – очень хороший человек, который, уверен, будет помогать Виктору во всем.

- Думаете, у Виктора Анатольевича получится все всерьез и надолго?

- Знать точно не могу, но уверен, что будет тяжело, потому что он – тренер-иностранец. Немцы тяжело и резко реагируют на этот фактор. Хоть он и провел там уже без малого двадцать лет, но все равно остается для немцев "легионером".

Беседовал Анатолий Волков 

"Честно: я не такой человек, чтобы проситься на работу. Поймите правильно, у меня не такой характер и воспитание." а если бы не был публичным человеком? Ничего постыдного в предложении своей кандидатуры на вакантный пост я не вижу, пусть даже местом работы является футбольный клуб или сборная
"Было награждение команды как победителей ФНЛ. Я не знаю, почему все произошло именно так, наверное, стыдно было сказать мне все в лицо. Но через несколько дней после празднования мне позвонили и сказали, мол, так и так, "до свидания". ... Может, повлияли события, которые происходят у нас в стране, но точно сказать не могу" Та нема питань... Тільки тому, і саме так.