Лектор Центра лицензирования тренеров при ФФУ Сергей Морозов - о подготовке тренерских кадров и о проблемных моментах сопровождающих этот процесс.
"Когда читают одни и те же специалисты, то это приедается. Интересно было бы послушать зарубежных тренеров…"
- Сергей Юрьевич, многие проводят параллели между центром лицензирования ФФУ (далее — ЦЛ) и высшей школой тренеров, которая была в Москве. Можете разъяснить людям этот момент: что общего, какие различия?
- Здесь не сопоставимы масштабы. Как нельзя сравнивать советский спорт в целом с украинским, так нельзя сравнивать и ВШТ с нашим ЦЛ. На теоретических основах советской системы подготовки базировался спорт всех республик соцлагеря и даже Германии. В те времена в Советском Союзе для спорта делалось все: работали научные лаборатории, финансировались различные проекты, писались комплексные научные труды. Над подготовкой спортсменов трудилась целая научная отрасль, что в итоге выливалось в победы на Олимпийских играх. Эта система была настолько детализирована, что человек обязан был обладать определенным уровнем интеллекта, чтобы понять ее и внедрить в тренировочный процесс. Сейчас же такая ситуация, что некоторые тренеры, приходящие в центр лицензирования не могут отличить стартовую скорость от дистанционной.
Естественно, что и в ВШТ все было на серьезном уровне — нам преподавали лучшие умы СССР: психолог Медведев, педагог Станкин, теоретик методики физического воспитания и спортивной тренировки Матвее, тренеры – Лобановский, Симонян, Бесков, приезжали специалисты представляющие другие виды спорта: Гомельский, Тарасов, Бобров, Турчин, которые делились своим огромным опытом управления командой. Это я вам рассказываю, чтобы вы поняли масштабность проводимой тогда работы.
- Каким образом функционирует ЦЛ?
- Главной проблемой ЦЛ являются естественно финансы. У нас нет своей базы, своих полей, инвентаря. То есть, Центр существует не в таком виде, как в итальянском Коверчано, немецком Руйте, где все это есть. У нас занятия проводятся то на верхнем поле НСК Олимпийский, то где-то на Оболони, то на базе РВУФК… Экзамены как-то принимали в гостинице Мир…. Надеемся, что когда-нибудь этот вопрос решиться.
Вторая проблема – лекторские кадры. Безусловно, у нас много очень сильных лекторов: руководитель научной группы Днепра Валерий Шамардин, профессор психологии Валентина Воронова, кандидат педагогических наук Валерий Николаенко, Анатолий Попов по судейству интересно читает. В роли лекторов выступают и тренеры-практики: Александр Ищенко, Вячеслав Грозный, Анатолий Бузник, я в том числе, но когда читают одни и те же, то это приедается. Интересно было бы послушать зарубежных тренеров, тем более что некоторые работают в нашей УПЛ. Почему бы не привлечь Мирчу Луческу и Хуанде Рамоса? Думаю, они с удовольствием поделились бы опытом.
- Насколько я знаю, то Хуанде Рамос проводил практические занятия…
- Это был фактически единичный случай. Днепр оказался достаточно коммуникабельной командой и пошел на встречу – одна из групп поехала в Днепропетровск, где Рамос провел занятие. То есть, системности здесь нет. Были, конечно, положительные моменты, когда благодаря тренеру Анатолию Коробочке и литовскому бизнесмену Владимиру Романову, владельцу Хартса удалось свозить группу тренеров в Шотландию. В один из периодов ездили в Германию. Но это всего лишь единичные случаи. Плюс хотелось бы, чтобы приезжали зарубежные тренеры, функционеры, мы, ведь хотим, чтобы наши специалисты выходили на европейский уровень, не так ли? В противном случае мы будем "вариться в собственном соку".
- Как для нашей страны и нашего времени проблем не так уж и много…
- А это еще не все. Есть еще такой момент, который требует вмешательства федерации футбола. У нас за время функционирования ЦЛ 148 специалистов из различных стран защитили PRO-диплом. Около ста из них – украинцы, но лишь человек 15 это те, кого действительно можно назвать тренером – и это проблема не только нашего ЦЛ. Это как срез всей нашей системы образования в целом. Лично мое мнение, что тренеров, которые действительно тренеры, а не просто получившие диплом, нужно как-то выделить. После каждого лицензирования, еще при прошлом руководстве федерации футбола я писал господину Бандурко письмо, в котором указывал на стОящих тренеров, которых неплохо было бы трудоустроить. Но, к сожалению, никакой реакции на эти списки не было. Скорее всего, они приземлялись в мусорной корзине.
- То есть вы за рейтинг тренеров.
- Я за то, чтобы лучшие тренеры имели возможность нормально трудоустроиться. Могу вам назвать ряд специалистов, которые заслуживают работать с командами УПЛ, но не работают с ними по разным причинам.
- Например…
- Ну, вот, к примеру, Сергей Кандауров – хороший тренер, играл в Бенфике, когда работал в Гелиосе, команда показывала хорошую современную игру. Но он – личность, он всегда отстаивает свое мнение, а у нас предпочитают управляемых тренеров. Могу назвать еще Вадима Лазоренко, Владимира Бессонова. Насчет Володи, то его как-то упрекали, что он много использует из системы Лобановского. А что здесь плохого?! Скажу вам, что у нас сейчас даже в первой и второй лиге есть специалисты более способные, чем некоторые представители УПЛ. К примеру, тренер сборной U-17 Александр Головко способен успешно руководить командой Премьер-лиги. Очень хороший уровень у Александра Фундерата работавшего с Шахтером-3 (сейчас возглавляет Академию донецкого Шахтера – прим. ред.).
- Тогда прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с предложением Андрею Шевченко возглавить сборную Украины. В контексте того, что вы говорите – это не что иное, как "плевок" в сторону обучения тренеров как такового, ведь Андрей нигде не работал и сразу же получил возможность занять самое "жирное" с точки зрение не денег, но престижа место.
- Исходя из этого, можно сделать вывод, что к обучению тренеров нужно относиться серьезно.
- А если поставить вопрос таким образом. Вы работаете, образно говоря, тренером у тренеров. Учите людей, как тренировать другие команды, но сами при этом не практикуете уже около шести лет…
- Ну, вот я ж и говорю, что в этом нет логики. Должен существовать определенный рейтинг тренеров, который должен влиять на их трудоустройство. Вот вы привели в пример меня. Если я преподаю другим тренерам, учу их, значит, я что-то в этом понимаю, значит, я не хуже их разбираюсь в предмете.… Но, тем не менее, система нынче такова, что уровень знаний практически никак не влияет на занятость тренера. Тут в дело вступают другие моменты — многих устраивают просто "по звонку". Некоторых не берут из личной неприязни или потому что "слишком умный, нам тут такие не нужны".
"Нужна демонстрационная группа, ведь, когда 50-летний человек прессингует, то это, наверное, выглядит неадекватно"
- Давайте поговорим непосредственно о процессе. Начитка лекций в ЦЛ — это работа по какой-то специально утвержденной программе или вы делитесь конкретно своим опытом в рамках заданных тем?
- Есть рекомендации УЕФА по количеству часов и по темам, направленностям – они одни для всех. Ну, а там уже в рамках этих тем мы сами определяем способы подачи, соотношение теории и практики. Я читаю лекции и провожу практические занятия по тактике и стратегии футбола.
- Можете немного конкретизировать темы?
- Ну, к примеру, проводим практические занятия по организации игры при быстрой атаке, позиционной, демонстрируем способы прессинга.
- А кого используете для демонстрации?
- К сожалению – тренеров. Хотя было бы хорошо, если бы это была демонстрационная группа, потому что когда 50-летний человек прессингует, то мягко говоря, это непоказательно, неэффективно, а со стороны, наверное, выглядит неадекватно.
- Рядом же институт физкультуры, думаю, ребята-первокурсники с удовольствием и энтузиазмом подключились бы, чтобы помочь…
- Конечно! Надеюсь, что в ближайшее время этот вопрос решится.
- А такая штука как обмен опытом практикуется?
- Да, это есть. Вот недавно мы вернулись из Болгарии, куда ездила целая группа тренеров и преподавателей по различным направлениям: психологии, педагогике. Там были кроме нас и болгар, еще англичане и представители Гибралтара, которых недавно приняли в футбольную семью. В основном мы слушали болгарских специалистов, но были также интересные дискуссии. Теперь вот планируется поездка в Италию, куда поедут тренеры национальных сборных по юношам, юниорам. В целом в год два-три раза таких выезда проводится.
- Лекции в ЦЛ они больше похожи на студенческие, когда преподаватель начитывает, а студенты, молча, записывают или в процессе звучат вопросы, идет обсуждение?
- У нас задается определенная тема, а дальше идет дискуссия, высказываются различные точки зрения. Согласитесь, что было бы неправильно просто надиктовывать, когда в зале присутствуют опытные специалисты: Блохин, Буряк, Альтман, Сабо, Демьяненко, Грозный, Семин, Заваров, Бессонов, Яремченко, Костов, Червенков. Безусловно, тут должна быть полемика.
- Практикуете ли вы разбор тактики с помощью таких технологий, которые есть у вас на канале Футбол?
- С этим проблем нет. Такие технологии используются.
- Можно ли увидеть, скажем, такое — вы показываете какой-либо игровой момент, нажимаете на паузу и просите будущего обладателя PRO-диплома разобрать его проанализировать...
- Конечно, мы такое практикуем очень часто. Здесь хотелось бы сказать о том, что сейчас мы отходим потихоньку от устаревших форм работы, когда теория и практика были в отрыве – лекции читал один человек, а практические занятия проводил другой. Теперь же и теория, и практика – дело одного человека, который может показать на практике то, что рассказывал на теории.
- Как происходит оценивание знаний, как выглядят экзамены?
- Если брать европейские центры лицензирования, то там очень правильная с моей точки зрения система оценок. Вот мы были в шотландском ЦЛ, который заканчивали Моуриньо и Фергюссон. Спрашиваем, а как вы им оценки ставите? "Какие оценки?", — отвечают. Конечно, там есть и экзамены, чтобы официально зафиксировать уровень знаний, но основа — это общение с преподавателями, которые выносят свой вердикт и говорят, чей уровень знаний достаточен, а кому желательно еще раз приехать. Причем оценивается не только уровень знаний, а и уровень самого человека. У нас на лицензировании бывает, попадаются люди, которые просто зазубривают что-либо как стихотворение. На экзаменах это может и пройти, но не в общении с опытными преподавателями, когда нужно не просто рассказать правило, а и объяснить его. Бывает, человек говорит, а не понимает о чем. Поэтому оценка пять, четыре или три не всегда отвечает реальным знаниям и такая система оценивания, считаю, устаревшая.
"Многие бывшие футболисты, когда приходят к нам на обучение и имеют гриф, к примеру, "Динамо (Киев)", считают, что они уже априори специалисты"
- Я когда оканчивал инфиз, писал магистерскую работу на тему "Психологическая совместимость, как фактор успешности группового взаимодействия в футболе". Это я к чему – хотелось бы узнать насколько глубоко "копают" в ЦЛ?
- Прекрасная тема! Если бы ее предложить для лекции в центре лицензирования, то возможно задумались бы и некоторые преподаватели. В целом же темы лекций достаточно глубокие – вопрос в том все ли их добросовестно усваивают и применяют на практике. Что там греха таить, у нас сейчас многие бывшие футболисты, когда приходят к нам на обучение и имеют гриф, к примеру, "Динамо (Киев)", считают, что они уже априори специалисты и могут работать, нужно лишь получить "для галочки" лицензию. Но ведь это не так – быть сильным или даже великим игроком – это одно, а тренером – это другое.
- Можно здесь подробнее?
- Смотрите, футболист может быть высокоинтеллектуальным, а может и не быть – на его футбольные качества это не влияет. А вот тренер, для того, чтобы быть успешным должен обладать достаточным уровнем интеллекта, чтобы не только овладеть необходимой для работы информацией, но и донести ее до своих подопечных. Здесь твои достижения, как футболиста не помогут. Есть такая фраза "Только личность может создать личность".
- На ваших лекциях присутствуют не только бывшие профессиональные футболисты, но и люди, работавшие до этого по диплому C с детьми. Кто изначально больше подготовлен?
- Такие параллели проводить не корректно, поскольку это совершенно разные виды футбола. К примеру, если бы мне предложили сейчас поработать с семилетними детьми, то я бы отказался несмотря на то, какая была бы зарплата, ведь я не знаю специфики работы с детьми, поскольку всю жизнь работал со взрослыми.
- Как вы можете оценить начальную теоретическую подготовленность бывших футболистов?
- Уровень многих из них оставляет желать лучшего. Я уже давно, еще десять лет назад пытался внедрить в нашем центре практику предварительного собеседования, чтобы выявить уровень человека, невзирая на его футбольные заслуги, понять – способен ли он усвоить ту информацию, которую он будет получать, есть ли смысл тратить на него время — это должна определять экспертная группа.
- Как считаете поколение молодых тренеров, таких как Сергей Ковалец, Юрий Максимов, Юрий Калитвинцев, Владимир Шаран отличается от тренеров старшего поколения, таких как Михаил Фоменко, например, Николай Павлов, Мирон Маркевич?
- Я не считаю, что есть смысл делить по такому критерию – молодой, возрастной. Это не имеет по сути значения. Главное – стремится ли человек к самосовершенствованию, хочет ли получать новые знания. Почему состоялся Лобановский? Потому что рядом были люди, которые помогали ему получать те знания, которые толкали его вперед. Зеленцов, Базилевич – они обеспечивали его той научной информацией, без которой было бы сложно так организовать тренировочный процесс. Но, и сам Лобановский стремился получать эти знания.
- Интересно, что в Динамо сейчас упразднили научный отдел…
- Это в высшей степени странно, что киевляне по своей инициативе отказались от своих же разработок, от того, что делало их командой европейского уровня. Это при том, что научная группа работает и в Шахтере, и в Днепре, разрабатываются тренировочные программы. В Киеве по видимому решили не забивать себе этим голову и результат, как говориться, налицо. Сейчас у нас много говорят, что весной нашим командам сложно входить в новый футбольный год, есть даже такое словосочетание как "весенний футбол". Но, ведь тот же Лобановский выигрывал как-то европейские кубки и ни на что не жаловался! А все почему? Потому что работала научная группа, которая разрабатывала такие тренировочные программы, которые позволяли безболезненно входить в сезон. Сейчас же этот отдел сокращен.
- Но это ведь проблема, не только Динамо…
- Безусловно. Когда был чемпионат мира в Японии и Корее от Украины ездил только один человек – тренер женской национальной сборной. Не знаю – то ли за свои деньги, то ли федерация отправила.… Это ж надо так – иметь целый центр лицензирования, научно-методический совет при федерации и не отправить хотя бы одного человека, чтобы он поехал, посмотрел и привез отчет с анализом всех новшеств, тенденций в развитии мирового футбола, чтобы сделать какие-то выводы, подумать, как дальше развивать футбол, в каком направлении двигаться. Да, сейчас присылает УЕФА свои директивы, темы по каким проводить лекции, но надо же иметь и свое мнение!
"Нельзя рассчитывать, что будешь работать, потому что здесь живешь. Работает тот, кто лучше"
- Говоря о типажах тренеров, выделяют в основном два – тренер-тактик и тренер-мотиватор. Причем тренер-тактик – это, как правило, человек спокойный и интеллигентный, а тренер-мотиватор – любитель крепкого словца. Каков ваш взгляд на такое деление?
- На самом деле способов управления командой много и чем выше уровень интеллекта тренера, тем больше и разнообразнее он их применяет, и тем выше итоговая эффективность. Возьмем, к примеру, мат. Да, это один из способов, но он не должен звучать регулярно, иначе потеряет свою эффективность – игроки просто привыкнут. Этим средством нужно пользоваться точечно и не применительно ко всем – нужно досконально знать психологию своих игроков.
- В сфере управления командой – за кем будущее?
- Будущее за тренерами, у которых большая емкость, которые являются личностями. Которые не только могут громко материться или сидеть с блокнотом, рисуя тактические схемы, а которые ко всему прочему сильны как психологи, владеют различными методиками и умело применяют их в различных ситуациях. Приведу пример. Как-то во время игры сборной СССР первым в раздевалку вошел Симонян, а Лобановский немного задержался. Никита Павлович принялся распекать одного из игроков, который плохо сыграл, а Лобановский увидел ситуацию, взял Симоняна под руку и говорит: "Никита Павлович, давайте отойдем надо кое-что обсудить". Отвел его в сторону и объяснил, что этот игрок, если ему по горячим следам объяснять что да как при других, будет все 15 минут перерыв спорить и пререкаться, поэтому лучше разбор его игры оставить на потом, а перерыв потратить с большей пользой. Вот такие моменты являются очень тонкими с психологической точки зрения и для того, чтобы тренер способен был их применять, нужен достаточно высокий уровень интеллекта.
- Вопрос интересующий, наверное, всех. Как считаете, почему тренеры с республик бывшей Югославии, Чехословакии работают за границей, а наши тренеры нет?
- Потому что мы варимся в своем соку и практически не развиваемся, мало получаем знаний извне. Возьмите яркий пример – донецкий Шахтер. Ринат Ахметов пробовал и Яремченко, и Бышовца, и Прокопенко, но ни один из них не дал того результат, которого хотел Ахметов при тех вложенных деньгах и он сделал ставку на иностранного специалиста. Пришел Невио Скала и сделал Шахтер чемпионом. Потом пришел Луческу и теперь Шахтер постоянный чемпион, а команда выиграла еврокубок. Показательно? Показательно! Или возьмите бывшего директора Академии Шахтера Патрика фон Лиувена – человек проделал колоссальную работу, выстроил четкую систему в детско-юношеском футболе горняков. Когда наши специалисты говорят: "Нас не ставят, а ставят иностранцев!" Я отвечаю: "Надо быть конкурентоспособными!" Как думаете – многие из той сотни тренеров с PRO-дипломами знают, например английский язык? Мир живет по принципам здоровой конкуренции – нельзя рассчитывать, что будешь работать, потому что здесь живешь. Работает тот, кто лучше.