20 травня 2012 12:23

Турки устремились на четвертый штурм кряду

Сергей ПИЛЬКЕВИЧ, «Команда»


16 мая стало известно, что на проведение чемпионата Европы 2020 года претендуют три заявки – Турции, Грузии, а также объединившихся ради такой цели Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Первая реакция на этот расклад – более чем скромная компания, с отсутствием опыта организации подобных форумов и с инфраструктурой, требующей серьезных финансовых вливаний. Ведь трудно представить, во всяком случае, с ходу, что бывшая советская республика способна самостоятельно принять на своей территории 24 команды. И с точки зрения проживания и тренировочного процесса (речь идет об отелях и базах), и с точки зрения сугубо соревновательной.

Дело в том, что еще в 2009 году УЕФА официально утвердил требования для первенства континента, согласно которым страна-хозяйка должна приготовить два стадиона вместимостью не менее 50-ти тысяч зрителей, три – не менее 40 тысяч и четыре – не менее 30-ти тысяч. Также в документах указаны 19 дополнительных пунктов по подготовке арен и еще 200 минимальных требований для оснащения инфраструктуры, аэропортов, гостиниц и так далее.

Так вот, на данный момент в Грузии имеется всего один стадион, по количеству мест отвечающий нормам (и при этом нуждающийся в реконструкции) – тбилисский имени Бориса Пайчадзе (60 тысяч). Следующими по вместимости идут столичный стадион имени Михаила Месхи (25 тысяч), 20-тысячник в Кутаиси и два 10-тысячника в Рустави и Зестафони. Одним словом, работы на Кавказе – непочатый край. Целина…

И, похоже, состав участников тендера Евро-2020 немного смутил не только журналистов и специалистов, но и чиновников из Ньона, поскольку уже в среду, спустя несколько часов после официального дедлайна, УЕФА опубликовал сообщение о том, что до полуночи 15 мая национальные ассоциации могли выразить предварительный интерес к подаче заявки. А теперь, мол, запускается процедура, в рамках которой все 53 члена союза могут выставить свои кандидатуры вне зависимости от того, выражали они предварительный интерес или нет. Красиво завернули!

Процесс подачи заявок продлится примерно 18 месяцев, а точный график будет определен в ближайшие несколько недель и рассмотрен на заседании Исполнительного комитета УЕФА 30 июня в Киеве. Окончательное решение по хозяевам Евро-2020 должно быть принято в начале 2014 года. Точные сроки будут установлены позже.

В свое время о намерении побороться за право организовать чемпионат Европы-2020 заикались представители Бельгии, Германии, Испании и Португалии, Италии и Словении, всерьез говорили руководители стран и футбольных федераций в Голландии, России (еще до победы в тендере ЧМ-2018), Эстонии и Литве, Албании и Греции, Болгарии и Венгрии, Боснии, Хорватии и Сербии, Чехии и Словакии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. После неудачи в конкурсе Евро-2012 попытался было снова попробовать свои силы Азербайджан, но решил сосредоточиться на тендере летней Олимпиады-2020.

В итоге документы в Ньон отправили лишь три стороны – Турция, Грузия и трио Шотландия—Ирландия– Уэльс. Причем Турция с этого пробега может соскочить, если Стамбул выиграет тендер летней Олимпиады-2020 (через несколько дней МОК объявит фаворитов, а 7 сентября 2013 года на 125-й сессии в Буэнос-Айресе – победителя). Там, напомним, конкурентами расположенного в двух частях света города являются Мадрид (Испания), Токио (Япония), Баку (Азербайджан) и Доха (Катар).

Хотя если исходить из спортивной точки зрения, то как раз Турцию пока можно назвать главным претендентом на организацию Евро-2020. Во-первых, она имеет горький опыт участия в тендерах Евро-2008, Евро-2012 и Евро-2016 (в последнем уступила Франции в финальном раунде с разницей всего в один балл), а во-вторых, располагает достаточным количеством стадионов, на которых проводились поединки самого высокого ранга, в том числе и финал Лиги чемпионов. Только в Стамбуле их четыре с вместимостью более 25-ти тысяч (Олимпийский имени Кемаля Ататюрка, «Шюкру Сараджоглу», «Иненю», «Али Сами Йен»). Плюс турецкая сборная – далеко не самая последняя по старосветским меркам: в 2002 году стала третьим призером чемпионата мира, в 2008-м взяла «бронзу» на первенстве Европы. Рейтинг команды в этом деле играет немаловажную роль.

Второе место по, так сказать, перспективности, по нашему мнению, занимает совместная заявка островитян. Кстати, если Шотландия, Уэльс и Ирландия победят, то впервые в истории крупнейший турнир пройдет на территориях, которые представляют сборные сразу трех футбольных ассоциаций, признанных ФИФА. Еще недавно такой расклад показался бы утопичным, но после решения УЕФА увеличить количество финалистов чемпионата континента до 24-х он будет выглядеть вполне логичным. 50 ассоциаций поборются за оставшуюся 21 путевку – удобоваримая пропорция. Что касается арен, то с этим у островитян проблем, думается, не возникнет. В их распоряжении – дублинские «Кроук Парк» (четвертый по вместимости стадион в Европе) и «Авива» (в прошлом году там проходил финал Лиги Европы), знаменитый кардиффский «Миллениум», три добротные арены в Глазго («Айброкс», «Хэмпден Парк», «Селтик Парк»), а также стадионы в Эдинбурге, Абердине и Суонси, частенько принимавшие матчи международного калибра.

О ситуации в Грузии мы уже рассказали, правда, и президент страны Михаил Саакашвили, и министр спорта Ладо Вардзелашвили, и президент национальной федерации футбола Доментий Сичинава в один голос заявляют, что в случае победы в тендере они успеют подготовиться к форуму надлежащим образом. Мол, уже в 2012 году будут готовы новые стадионы в Ланчхути, Батуми и Зугдиди, начнется реконструкция арен в Тбилиси, Гори, Кутаиси, Рустави. «В республике будет создана необходимая инфраструктура, – обнадежил министр. – На фоне того, что в государстве развиваются рекреационные ресурсы, и уже в этом году мы ждем пять миллионов туристов, к 2020 году наша гостиничная сеть и аэропорты будут полностью готовы». По его словам, желание провести в Грузии чемпионат Европы даст толчок процессу строительства, что пригодится не только местному футболу, но и стране в целом.